Музыкальное воспитание

                               «О, музыка. Как же ты прекрасна. Ты окунаешь нас в мир красок, чувств, эмоций… Ты заставляешь жить, любить, творить… Ты ласкова, нежна, порой гневна, но лишь тебя воспринимает сердце и душа.»

Музыкальный руководитель – это не должность, это призвание! Невозможно научить любить и понимать то, чего не любишь и не понимаешь сам. Всё это требует огромной подготовки, каждодневного эмоционального настроя, постоянного повышения самообразования.

Эта профессия позволяет мне впитывать неисчерпаемую жизненную энергию, ощущать себя в постоянном поиске и движении. Музыкальный руководитель ничего не боится и всегда за любое дело берется с улыбкой.

Жить тихо и незаметно — это не про нашу профессию. Это стиль жизни. Когда уже ни дня не можешь прожить без восторженных детских глаз, которые ожидают от тебя очередного чуда. И каждый день я, как добрая волшебница, прихожу на работу, как в свой второй дом, чтобы творить чудеса.

В первую очередь чудеса происходят в душах детей. А моим главным инструментом по превращениям служит Музыка. Ведь только фантастическая сила музыки может заставить плакать и смеяться, размышлять , переживать и  творчески мыслить.

Я убеждена, что профессия музыкального руководителя самая лучшая на свете! Музыкальный руководитель – это человек, который вселяет в душу ребенка надежду и уверенность в собственных силах, помогает девчонкам и мальчишкам в дальнейшем добиться успеха. Какое счастье осознавать, что в моей профессии воедино соединены два самых больших чуда, на мой взгляд, - Дети и Музыка!

 

Картотека музыкально-театрализованных игр

 

 

Развлечение "Прощание с Ёлочкой"

 

 

После новогодних каникул в детском саду традиционно прошли  праздничные развлечения - «Прощание с Ёлочкой».

К детям приходил Снеговчок. Ребята  закрепили полученные навыки  творческого исполнения песен и танцев.

 Дети пели,  с удовольствием играли в различные игры, водили хороводы  вместе со Снеговиком. Таким образом, праздничное настроение продлилось с началом второго полугодия, дети постепенно «вливаются» в  рабочий режим.

На таких мероприятиях удовлетворяется  потребность в  активном движении, в общем сопереживании, развиваются коммуникативные навыки общения со сверстниками и со взрослыми.

Все ребята получили сладкие гостинцы. Праздник оставил яркие впечатления у детей.

 

Статья для родителей

"Развитие речи детей через музыку"

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.

Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке.
Однако, само  занятие музыкой  оказывает влияние на всестороннее развитие детей. Развитие речи -одно из  этих направлений.

Речь и пение

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках (например: «Ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду, заиграла дудочка в зеленом лугу» и др.).
Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни (например: игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке).

Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь естественным звуком, используя в пении динамические оттенки «громко»  и «тихо».

Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения.

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка (например: «Да-дэ-ди-до-ду», «На-ра-рим-пам-пам»). Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.

Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это может происходить не только на занятиях в детском саду, но и дома, с вашей помощью, дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки.

Работа над слаженностью пения вырабатывает слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Речь и голосовые интонации

Голос – инструмент общения. Для каждой возрастной группы существует певческий диапазон. Необходимо чётко следить за диапазоном речи, чтобы не допустить срыва голоса. Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины).

Дети раннего возраста очень любят звукоподражательные  игры (например,«Кто  как кричит, что  и как звучит»). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом, то можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся послушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационное и фонематическое звукопроизношение .

Речь и артикуляционная гимнастика
В ходе работы над текстом песни ведется  работа по коррекции устной речи. В этом помогает артикуляционная гимнастика(упражнения для языка, щёк, губ), а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевого аппарата. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, развивают мимику,  Также для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования на музыкальных заняттиях  используем так называемые фонопедические упражнения,которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков (с музыкальным сопровождением и без него).

В работе над дикцией используется прием – проговаривание текста одними губами «шепотом» в разных темпах, начиная с медленного.

Речь и пальчиковые игры
Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности.

Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики рук. Формирование навыков мелкой  моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Учёные отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Так учёными, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

Давайте вспомним, когда ребёнок только родился, какие первые его движения? Конечно, он уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни.
С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения – схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики).
С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения – он захватывает мягкие игрушки, бусы.
С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает.
С 7 месяцев малышам нравятся потешные игры с пальчиками. Взрослый играет с ребенком, приговаривая при этом веселые стишки, напевая короткие попевки («Сорока-ворона», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой мое личико»), помогает собирать пирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в «народной» педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая или пропивая при этом частушки, потешки, пестушки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.

Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребёнком по овладению навыками речи ускоряют её развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Одним из направлений  музыкального развития является использование на музыкальных занятиях пальчиковых игр.

Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности. В конечном итоге, ребенок лучше усваивает стихотворные тексты; его речь становится более выразительной.

 


 

 

Статья для родителей

"Как подготовить ребенка к слушанию

классической музыки: шесть простых шагов"

 

Что может интересовать ребенка меньше, чем концерт классической музыки?

Нужно долго и молча сидеть, слушать непонятные звуки- именно так это воспринимает ребенок. Вообще,  к слушанию классической музыки в дошкольном возрасте нужно подходить очень аккуратно и осторожно. Нужно помнить, что один раз, поступив опрометчиво и заставив ребенка слушать «непонятную» ему музыку, можно раз и навсегда убить   в нем интерес к этому  великому искусству. Кроме того репертуар классической музыки для дошкольника должен быть простым и понятным по содержанию.

Дети с удовольствием слушают «Полёт шмеля», «Белочку» Римского- Корсакова, «В пещере гонного короля» Э. Грига, «Аквариум» К. Сен-Санса, «Баба- Яга» М.П. Мусоргского и др. Все эти образы  просты и понятны детям.

 Шесть  шагов, которые помогут подготовить ребенка к восприятию классической музыки.

Шаг 1. Помним, дети слышат через движение, движение – жизнь.

Дети – существа активные, поэтому воспринимать музыку им проще через  движения. Ритм и движении уже  с утробы матери вплетено в психическую организацию младенца ( он слышит стук сердца матери, как она поёт или танцует в ритм музыке). Кроме этого, шаги малыша  от природы ритмичны.

И даже совсем маленькие дети реагируют на спокойную или импульсивную музыку соответствующими движениями. Поэтому используем эту природную особенность для восприятия музыки.

Хлопки, щелчки, кружения, плавные движения руками, приседания, «рисование» руками, подражание симпатичным животным- всё это поможет почувствовать настроение произведения. С  малышами можно вместе кружиться, топать ножками, хлопать. А детям постарше дать задание придумать движения самостоятельно. Это может быть «плавающая рыбка в аквариуме» ( «Аквариум Сен-Санс), «белочка, которая грызет орешки»

 («Белочка» Римский- Корсаков) или «бегают мышки» («Мышки» Жилинского).  Старшему дошкольнику также понравится использовать элементы разных танцев, знакомые ему элементы. Так развивается  только крупная моторика, умение владеть своим телом, умение различать характер звучания. Главное, чтобы пьеса располагала к движению.

Шаг 2. Играем на музыкальных инструментах.

Игра на музыкальном инструменте не всегда серьезное профессионально ориентированное занятие. Играя на маракасах, барабанах или треугольнике , это не только тренировка  навыка «шагать» вместе с музыкой, но и  желание пошуметь вдоволь.  Пусть сначала ребенок «нашумится» вдоволь, ему необходимо почувствовать инструмент, понять, как извлекается звук. Затем можно переходить к совместной слаженной игре. Когда ребенок хорошо попадает в такт, пусть попробует играть громко или тихо.

Ритмичная игра на шумовом инструменте замечательно развивает метроритмический слух.

Шаг 3. Поём

Пение воспитывает понимание музыки с позиции исполнителя. Начинайте пение с повторения любимых песен. Иногда в звуках, которые издает ваш ребенок, сложно услышать что-то знакомое. Возможно, любимая песня оказалась слишком сложной. Попробуйте петь самые простые песенки: “Маленькой елочке”, “Антошка” или “Чижик-пыжик”. Как понять, что песня простая? В ней должно быть всего несколько соседних звуков, которые постоянно повторяются. Малыш может просто слушать музыку и представлять, что он поет мелодию сам. Когда мелодия из любимого мультика получается хорошо, слушайте и запоминайте новые понравившиеся песни. Не стоит отчаиваться, если звуки все еще не похожи на пение. Дети начинают петь в разном возрасте. Возможно, чистое пение придет  к вашему ребёнку чуть позже.

Шаг 4. Понимаем содержание.
Музыку, как и любую другую информацию, проще воспринимать, понимая  её содержание. Самым маленьким будет интересно слушать музыкальные сказки. Ребятам постарше рассказывайте о композиторе и истории создания произведения. Как ребенку, так и взрослому будет интересно послушать не просто музыку, а то, что она содержит в себе. Например, перед слушанием пьесы "Шарманка" Д.Б.Шостаковича на музыкальном занятии в саду мы знакомимся с этим инструментом, вспоминаем сказку про Буратино- ведь папа Карло был шарманщиком;  беседуем, кто такие шарманщики, зачем они ходили по улицам, и как звучал инструмент в их руках. Тогда образное содержание инструментальной пьесы становится ребенку понятным.

Дошкольникам легко понять содержание пьесы с названием. Сразу ясно, какое настроение будет в произведениях «В пещере горного короля» или «Утро» Э. Грига. Если программного названия нет (например, «симфония №40» Моцарта), во время звучания хорошо самому представлять героя или придумать историю, которая с ним происходит. Ко всему этому ребенка готовит взрослый!

Шаг5. Идем в театр (или смотрим онлайн)
С детьми дошкольного возраста поход в театр носит чисто познавательный характер. Достаточно прочувствовать атмосферу театра, костюмы, декорации. Для самых маленьких лучше выбирать ясные сюжеты. Много сказочных опер написал Н.А. Римский-Корсаков, а для первого балета идеально подойдет «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Стоит помнить, что содержание все же лучше обсудить заранее. Пантомима в балете не всегда понятна, текст в опере не всегда четкий. Достаточно посидеть для начала только на одном акте пьесы. Пусть кто-то из взрослых членов семьи уведет ребенка домой, если он устал. И ни в коем случае не ругать его за то, что он не смог высидеть весь концерт. Ведь  даже не каждому взрослому понятен этот вид искусства.

Шаг 6. Идем на концерт классической музыки.

Если все предыдущие шаги вы прошли успешно, попробуйте свои силы на настоящем концерте уже  без лектора и театрализации.

Как правило, очень немногие дошкольники способны сохранить внимание на таком серьёзном мероприятии. Для начала можно просто рассмотреть артистов и их инструменты (это может быть иллюстрация, или момент телевизионной передачи, или ознакомительный поход в музыкальную школу). Затем сказать, что в следующий раз вы обязательно послушаете, как они играют. Малыш будет ждать этого дня (ему интересно всё новое)
Стоит выбирать не слишком длинные концерты, желательно со знакомой музыкой. Хорошо, если это будет концерт в музыкальной школе, где выступает старший брат или сестричка. Обсудите названия сочинений или вспомните  интересные для детей факты из жизни композиторов. Настроиться на возвышенный лад помогут спокойные занятия в течение дня, хорошее самочувствие, а также ваше настроение. Взрослый может сказать: «как же я  жду -не дождусь, когда мы пойдем на концерт…будет так интересно!»  Ведь дети «считывают» наше настроение и наше отношение к тем или иным мероприятиям. Таким образом, вы поддержите интерес ребенка. Непосредственно перед самим концертом, когда вы уже удобно расположились в креслах, рассмотрели всё вокруг, можно загадочно настроить ребенка («интересно, о чем же расскажет музыка?»). Причем взрослый непременно должен быть сам заинтересован в прослушивании музыки, этим он подаст пример ребенку и задействует игровой метод соревновательной игры. После концерта обязательно поделитесь впечатлениями с малышом, фантазируйте, сравнивайте, приводите примеры

(«здесь как будто бабочки летали»,  а «здесь, как будто, подкрадывался таинственный герой»). Ребенок точно поймет музыку, если вы ему в этом поможете. Также дети с удовольствием слушают музыку, которая им знакома. Если вы знаете, какой будет представлен  репертуар на  предстоящем  концерте, то хорошо бы дома послушать эту музыку и подвигаться вместе  с ребенком под неё, пофантазировать о чем она, помузицировать. Детям всегда доставляет удовольствие прослушивание уже знакомой музыки.

И помните,  чтоб заинтересовать ребенка музыкой и увлечь его в этот волшебный мир, нужно в  первую очередь вам самим полюбить классическую музыку!

 

 

 

                

                                                                                                 

  Статья для родителей «Где живут звуки?»
Где живут звуки и откуда они появляются, куда прячутся? Оказывается, их можно приручить и поселить прямо в детском саду. Правда, для этого потребуются специальные домики – музыкальные инструменты, например те, которые мы делаем вместе с детьми.
Это погремушки, барабаны, маракасы, деревянные палочки, с помощью которых дети проигрывают ритмические рисунки знакомых песенок, потешек.
Инструменты для детского шумового оркестра можно сделать из самых разных материалов: бумаги всех видов, целлофана, деревянных кубиков, брусочков, палочек. А также из карандашей, коробочек, катушек, старых фломастеров, баночек от сметаны.
Это могут быть крышки от пивных бутылок, лимонада, старые крышки от кастрюль, одноразовые пластмассовые стаканчики. Самодельные маракасы можно наполнить песком, камушками, шишками, ракушками, различными крупами, старыми пуговицами, шариками, костяшками от счетов и многим другим. Пригодится любой бросовый материал, из которого можно извлечь звук.
Экспериментируя со звуками, ребенок начинает по-иному воспринимать окружающий мир. Благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах малыши раскрепощаются, легче контактируют с другими детьми и взрослыми, гораздо смелее выходят выступать при большом количестве зрителей.
Придумывая вместе с взрослыми самодельные инструменты из бросового материала, дети развивают свою фантазию и творчество, у них есть возможность проявить свою индивидуальность.
Играя на самодельных музыкальных инструментах, дети не боятся их сломать или повредить. Ведь они могут сами их починить или сделать новые.
Сделайте такие музыкально – шумовые инструменты с ребенком дома, и веселье на детском празднике обеспечено. Детский шумовой оркестр всегда вызывает у детей бурю восторга, можно придумать какую-нибудь сказку или историю и сделать музыкальное сопровождение из самодельных инструментов.
Включите ритмичную музыку на магнитофоне, и ребенок сам будет отстукивать ритм ударами палочек, по трубочкам, баночкам, струнам, и наверняка, изобретет свою методику игры на них.
                                                                                                        Желаем удачи и музыкальных успехов!

                   

 

 

 

8 неожиданных фактов о пользе пения для здоровья

Открытие семейного клуба «Мудрый совенок»

 На современном этапе образования  все больше внимания уделяется укреплению сотрудничества между родительской общественностью и дошкольными учреждениями с целью  повышения  уровня компетенции родителей в вопросах воспитания и образования детей. В нашем детском саду также  возникают новые формы сотрудничества  между семьями воспитанников и педагогами  ДОУ.

В ноябре в средней группе №6 состоялось открытие семейного клуба «Мудрый совенок».

Участники семейного клуба:

-Воспитанники средней группы  и их родители

-Воспитатели: Галкина Е.Н., Боровская Е.М.

-Музыкальный руководитель Семенова О.Е.

Направления клуба:

  • Просветительское (образовательно-информационное)
  • Досуговое

 

Цель семейного клуба: Вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство посредством взаимодействия родителей и ДОУ; активизация сотрудничества между педагогами и семьями воспитанников с целью повышения компетенции родителей в вопросах образования и воспитания детей.

  

Задачи:

-повышать уровень компетенции родителей в вопросах воспитания и образования детей

- выстраивать партнерские  взаимоотношения между  семьей и  ДОУ

- повысить эффективность взаимодействия родителей и педагогов

- приобщать родителей к участию в жизни детского сада и группы

- устанавливать доверительные и партнёрские отношения в семье

- приобщать родителей к совместной деятельности с детьми через различные виды художественно-эстетической деятельности, приобщать  к культурному богатству  русского  народа

- формировать нравственно-патриотические чувства у детей

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

- воспитывать у детей интерес и любовь к русской и коми культуре через различные виды фольклора (сказки, пословицы, загадки, хороводы, песни, театр)

 

Первая встреча была посвящена игровой деятельности. Родителям  рассказали о важности игры в жизни детей,  о роли  игровой деятельности во всестороннем развитии малышей. Была представлена слайдовая презентация по данной тематике. Кроме того, родители сами поучаствовали в различных играх совместно с детьми. Далее при совместном обсуждении родители сами определили образовательные и воспитательные  задачи, которые решаются посредством той или иной игры.

И взрослые , и дети получили массу положительных эмоций от совместной деятельности. Родители положительно отозвались на введение новой формы сотрудничества - такой, как семейный клуб.

В этом году планируется  провести еще три творческих встречи с родителями.

В добрый путь, друзья!

  

 

 

«Музыка в необычных вещах»

В сентябре месяце детском саду был реализован проект «Звуки нашего мира». В проекте участвовали воспитанники старших  групп №2 и №5.

Цель проекта: создание благоприятных условий для исследовательской деятельности и проявления творчества, обогащение  музыкальных впечатлений,

создание благоприятных условий для   детского творчества

Задачи:

развивать музыкальный кругозор;

развивать тембровый, звуковысотный, динамический, ритмический слух;

побуждать ребенка к  деятельности;

активизировать познавательную активность, воображение, наблюдательность

развивать потребность детей в творческом самовыражении;

развивать изобретательность ( при экспериментировании с нетрадиционными музыкальными инструментами)

воспитывать  умение работать в коллективе

воспитывать интерес к звучащему миру

 

На музыкальных занятиях дети исследовали необычные для оркестровки  предметы, путем экспериментирования изучали  их на предмет возможности извлечения звуков, высказывали предположения( что нужно сделать с предметом, чтоб он зазвучал, какой получился звук- звонкий или глухой, долгий или короткий, что нужно насыпать в баночку, чтоб она звучала звонко или тихо…) Дети  предполагали, пробовали, объясняли, снова пробовали, сравнивали…Дети творили!

На занятиях использовались  нетрадиционные музыкальные инструменты: камушки, ракушки, кастрюли, крышки, различные баночки и бутылочки с наполнителями, «гремелки»-«шумелки» из пробок и крышечек, предметы бытовые- ложки, поварешки и даже расчески. Планируются исследовательские занятия по экспериментированию с водой.

 Общение детей с нетрадиционными  инструментами и свежесть звуков  вызвало массу разнообразных ощущений и  положительных эмоций у детей, поспособствовало развитию ассоциативного абстрактного мышления, создало благоприятную атмосферу для детского творчества.

Итоговым мероприятием проекта стало совместное мероприятие с родителями  «Музыка в необычных вещах». Начался праздник с общего флэшмоба. Затем мамы и папы играли  в оркестре на камушках, на сделанных из пластиковых бутылочек грибочках, на кастрюлях, сковородках, бутылочках , крышечках, ложках  и поварешках. И каково было удивление публики, когда родители представили «Парикмахерский оркестр», где играли на расческах, ножницах и даже фенах.

Родители вновь увидели мир глазами детей: ведь можно удивляться каждый день, познавать что-то новое, исследовать, экспериментировать. Ведь важно  не запрещать и ограничивать, а уделять время своим детям и проводить его  с пользой. И вдруг поймать себя на мысли: привычное и встречающееся каждый день, попадающееся на глаза и под руки ежечасно, именно оно вдруг изумляет, вдруг удивляет!

 Совместное творчество  со своими детьми, познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка, и когда ты сам творишь музыку - это не только увлекательный и яркий процесс, но и процесс становления гармоничной цельной всесторонне развитой  личности.

Мероприятие носило импровизационный характер. Такой творческий процесс позволил  выйти за «стандартные рамки» музыкального восприятия и сформировал у родителей представление о возможностях сделать мир ярче, красочней из весьма обычных бытовых предметов.

 

Памятка для родителей - "Адаптация в детском саду"

Как музыка развивает мозг ребенка (Черниговская)

Сканируйте QR-код
чтобы открыть эту страницу на мобильном устройстве